В настоящее время в университете обучаются студенты имеющие группу инвалидности, которые проходят обучение по программам высшего профессионального образования.
Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется университетом с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся. Процесс обучения обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе ОПОП, адаптированной, при необходимости, для обучения конкретной категории обучающихся. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в университете предусматривается:
· возможность включения в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей);
· возможность индивидуального сопровождения и консультирования обучающихся по организационным и учебным вопросам;
· определение мест прохождения практик с учетом требований их доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда);
· проведение текущей, промежуточной и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости лицу с ОВЗ может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене;
· разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
· подбор и разработка учебных материалов в электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;
· предоставление специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования и услуг ассистента;
· особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» (студентам-инвалидам предлагаются задания и специальный комплекс упражнений для самостоятельного физического совершенствования, для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия в специальных (медицинских) группах с доступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого студента);
· методическая работа с преподавателями;
· организация внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися (возможность посещать спортивные секции, творческие кружки и коллективы, заниматься волонтерской и общественной деятельностью);
· оказание содействия обучающимся с ОВЗ в организации отдыха и трудоустройства. Процесс обучения лиц с ОВЗ может осуществляться как в общих инклюзивных группах, так и по индивидуальному плану (по необходимости).
Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
В университете широко используется электронная информационная образовательная среда, обеспечивающая доступ к учебным материалам, электронным информационным и образовательным ресурсам библиотеки. Посредством ЭИОС студент имеет возможность самостоятельно изучать размещенные на сайте университета курсы учебных дисциплин, (лекции, примеры решения задач, задания для практических, контрольных и курсовых работ, образцы выполнения заданий, учебно-методические пособия). Кроме того студент может связаться с преподавателем, чтобы задать вопрос по изучаемой дисциплине или получить консультацию по выполнению того или иного задания.
Информационно-технологическое сопровождение обучения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривает использование материально-технических средств для обучающихся различных нозологий.
Для обучающихся с ОВЗ по слуху предусматривается применение видеотехники, мультимедийной техники и другие средства передачи информации в доступных формах для лиц данной нозологии.
Для обучающихся с ОВЗ по зрению предусматривается применение технических средств усиления остаточного зрения, таких как, программы-синтезаторы речи и другие средства передачи информации в доступных формах для лиц с нарушениями зрения. В компьютерных классах установлена программа NVDA, которая позволяет работать на компьютере и в интернете. Программа читает все, что находится на экране с помощью встроенного синтезатора речи. Программа установлена на 2 ПК, оборудованных наушниками.
В университете имеется мобильный гусеничный подъемник для инвалидных кресел (версия с многофункциональной платформой, подходящая для всех типов инвалидных кресел).
Входные группы учебных корпусов оборудованы пандусами и поручнями, а также кнопками вызова административного персонала. Имеется доступ в санитарно-бытовые помещения, оборудованные поручнями и расширенными дверными проемами. Для доступа в аудитории 7 учебного корпуса, расположенные на верхних этажах, имеется лифт
С целью формирования системного подхода к обеспечению условий для развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи этой категории обучающихся в освоении основных образовательных программ ВО и социализации в обществе разработана и реализуется «Программа социально-психологической поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов».
Для формирования благоприятных условий социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения их прав на доступное и качественное образование разработаны и реализуются «Программы индивидуальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья/инвалида», целью которых является оказание помощи в освоении основных образовательных программ.
Система программных мероприятий включает в себя организационно-педагогическое, психолого-педагогическое,медицинское и оздоровительное сопровождение, социальную поддержку, содействие в трудоустройстве и оказание юридической консультационной помощи.
Организационно - педагогическое сопровождение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подразумевает помощь в освоении обучающимся основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Помощь осуществляют директоры институтов, руководители структурных подразделений, заведующие кафедрами, кураторы, ответственные за воспитательную работу в институтах.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется психологами по нескольким направлениям:
Медицинское, оздоровительное сопровождение включает в себя сбор информации о физическом состоянии обучающегося в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, предоставление санаторно-курортного обеспечения и/или оздоровления, создание групп здоровья с учетом индивидуальных особенностей.
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Медицинский пункт | Медицинский пункт | 625041 Тюменская область, г.Тюмень, ул. рощинское шоссе, д.2, корп 16. | 0 | 0 | 218,6 | 218,6 |
Понедельник- пятница с 9.00-16.00 |
Иметтся кнопка вызова административного персонала, поручни. |
2. Электронная библиотечная система «Лань», осуществляющая доступ к полным текстам книг и журналов по различным отраслям знаний
Scopus
3. Электронная библиотечная система eLIBRARY.RU
5. Электронная образовательная среда университет (онлайн курсы)
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Библиотека 1 корпус | Библиотека 1 корпус | 625003, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, д. 7 | 2 | 2 | 90,5 | 90,5 |
Понедельник - пятница: с 8.30-17.00 |
Кнопки вызова административного персонала |
||
2 | Библиотека 3 корпус | Библиотека 3 корпус | 625041, Тюменская область, г.Тюмень, ул. Рощинское шоссе, д.2 | 38 | 38 | 230,67 | 230,67 |
Понедельнк- пятница с 9.00 до 17.00 |
Пандусы,поручни, кнопки вызова административного персонала, тележка для подъема по лестницам |
||
3 | Библиотека 4 корпус | Библиотека 4 корпус | 625041, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Рощинское шоссе, 10 | 24 | 24 | 114,2 | 114,2 |
Понедельник-пятница с 9.00 до 17.00 |
Кнопки вызова административного персонала |
||
4 | Библиотека 7 корпус | Библиотека 7 корпус | 625041, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Рощинское шоссе,18 | 42 | 42 | 271,1 | 271,1 |
Понедельник-пятница с 9.00-17.00 |
Лифт, пандусы, паручни |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы, содержащие сведения об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Столовая 7 корпус | Столовая 7 корпус | 625041, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Рощинское шоссе, 18 | 120 | 120 | 227,1 | 227,1 |
Понедельник-пятница 11.00-15.00 |
Пандусы, поручни, кнопка взова административного персонала |
||
2 | Буфет 1 учебного корпуса | Буфет 1 учебного корпуса | г.Тюмень, ул. Республики, 7 | 32 | 0 | 64 | 0 |
9.00-17.00 |
Нет |
||
3 | Буфет 4 учебного корпуса | Буфет 4 учебного корпуса | 625041, г.Тюмень, ул. Рощинское шоссе, 10 | 12 | 0 | 24 | 0 |
9.00-17.00 |
Нет |
||
4 | Буфет 5 учебного корпуса | Буфет 5 учебного корпуса | г Тюмень, ул. Институтская, 4 | 12 | 0 | 34 | 0 |
Нет |
|||
5 | Буфет 3 учебного корпуса | Буфет 3 учебного корпуса | г.Тюмень, ул. Рощинское шоссе, 10 | 45 | 0 | 112 | 0 |
Нет |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Спортивный комплекс "Колос" | Спортивный комплекс "Колос" | 625041, Тюменская область, г.Тюмень, ул. Рощинское шоссе, д.4, корп. 1 | 350 | 15 | 4900,1 | 120 |
Понедельник-пятница с 9.00 до 19.00 |
Кнопка вызова административного персонала, поручни. |
Наименование показателя | Общежитий | Интернатов |
---|---|---|
Количество
всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
3 1 |
Нет Нет |
Общая площадь (кв.м.) | 18642,6 | Нет |
Жилая площадь (кв.м.) | 11342 | Нет |
Количество жилых помещений:
всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
120 1 |
Нет Нет |
Количество мест:
всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
326 2 |
Нет Нет |
Обеспеченность 100% мягкими и жестким инвентарем по установленным стандартным нормам | да | - |
Наличие питания (включая буфеты, столовые) | да | - |
Имеются пандусы,поручни, кнопки вызова административного персонала